Сердце и душа ансамбля — его солистка Мария Москаленко, она же его основательница.

Мария родилась в семье, где постоянно звучала музыка: дедушка пел романсы под семиструнную гитару, играл на мандолине, родители играли на фортепиано. Поэтому традиции русского романсового исполнительства она переняла не только с пластинок знаменитых артистов, но и непосредственно от своих родных с самого раннего детства. На сцену Маша впервые вышла в возрасте 8 лет в составе семейного ансамбля. Примерно в этом же возрасте взяла в руки гитару. В 15 лет стала лауреатом знаменитого Грушинского фестиваля. А будучи студенткой дирижерско-хорового факультета РАМ им. Гнесиных, Мария начала выступать как романсовая исполнительница, аккомпанируя себе на гитаре. Примерно на 3-м курсе впервые выступила в концерте в дуэте с сокурсницей и ближайшей подругой Ниной Мошкиной. К концу учебы сложился ансамбль, который теперь называется «Бархатный сезон».

 Интервью журналу «Музыкальная жизнь» (2007 г.)

«Звездный час» ансамбля «Бархатный сезон» пробил совсем недавно. Большие сольные концерты, которые несколько сезонов подряд при аншлагах проходят в Театре Эстрады показывают, что в Москве появился новый интересный коллектив. Высокий уровень музыкальной культуры, интеллигентность, виртуозность и профессионализм всех исполнителей, «карнавал» художественных и музыкальных красок, артистизм и темперамент двух обаятельных солисток — таковы впечатления от удивившего своей непохожестью ансамбля «Бархатный сезон». В репертуаре ансамбля золотые шлягеры ЗО-5О годов 20 века, песни, которые пели Изабелла Юрьева, Леонид Утесов, Петр Лещенко, Александр Вертинский, хиты зарубежной эстрады тех лет из репертуара Гленна Миллера, Лайзы Минелли, Эдит Пиаф, американский дуэт сестры Берри, «старинные хулиганские песни», а также русские и цыганские романсы. Сегодня в составе «Бархатного сезона» семь профессиональных музыкантов. Это выпускники Российской Академии музыки им. Гнесиных Нина Мошкина (вокал), Мария Москаленко (вокал, гитара), скрипач Дмитрий Еремеев, баянист Андрей Ковалев (он играет на кнопочном аккордеоне), гитарист-виртуоз Вячеслав Труфанов, бас-гитарист Александр Байдаков и Александр Жалабкович (ударные). Сегодня ансамбль «Бархатный сезон» выступает на самых престижных площадках столицы, много гастролирует и готовит новые программы.

«Ретро-дуэт и Компания» — таково первоначальное название ансамбля — сложился в Академии имени Гнесиных. Расскажите, как вы, солистки, познакомились? Какова биография группы? Есть ли «легенда»? 

Мария: Мы познакомились на экзаменах в Академию им. Гнесиных. Для одной из нас (для кого именно — история умалчивает) этот экзамен мог вполне обернуться провалом, а другая пришла на помощь, в результате чего мы обе поступили и оказались на одном курсе. Теперь в компании друзей, где я была очень популярна, как «девушка с гитарой», мы появлялись вдвоем. Те же старые романсы и бардовские песни дуэтом зазвучали совершенно иначе, и среди «своих» на нас буквально обрушилась слава.

• Значит, у вас были общие любимые песни? 

Нина: Да. Это те песни, которые любили в наших семьях. 

Мария: Мой дедушка играл на гитаре и мандолине, очень любил романсы и знал их несметное количество. Я выросла под это пение и уже в детском саду поражала воспитателей томным исполнением романса «Дышала ночь восторгом сладострастья»!

• А когда вы решили впервые появиться на публике?

Нина: Однажды наша однокурсница — теперь она стала джазовой певицей — пригласила нас прогуляться по Арбату. Тогда он еще не был так «коммерциализирован» и отличные музыкальные команды играли на каждом углу. Ира встретила там своих друзей и, пристроившись к ним, запела «Хэлло, Долли!». Мы были совершенно сражены и ее смелостью (петь на улице!!!), и внушительной горкой купюр, которые благодарная публика быстро набросала в шляпу. На следующий день рискнули и мы. Довольно быстро вокруг нас собралась приличная толпа. И по тому, как внимательно нас слушали, как аплодировали, мы поняли, что наше пение может нравиться не только нашим друзьям, но и «широкой публике». Это было настоящее открытие!

Мария: Однажды здесь же, на Арбате, мы получили приглашение выступить в Доме Актера в Клубе русского романса. И там произошла встреча, которая во многом определила нашу дальнейшую жизнь. Мы познакомились с Изабеллой Юрьевой. Наверное, теплые слова, которые сказала нам знаменитая «белая цыганка» было бы радостно услышать любому Народному артисту, а что говорить про двух студенток?! Мы были счастливы! И попробовали исполнить что-то из репертуара Изабеллы Даниловны, прежде всего знаменитую песню «Саша, ты помнишь наши встречи». Эта песня дала впоследствии название нашему первому альбому.

  • Что обусловило такой состав исполнителей как сегодня?

Мария: Во-первых, репертуар. Исполняя песни 30- 40 годов уже невозможно было обходиться только гитарным аккомпанементом. Нужна красивая солирующая скрипка. И аккордеон, он придает «аромат времени». Именно в таком составе мы сначала и выступали. А потом поняли, что не обойтись без бас-гитары и, конечно же, необходим ритм, основа — так появился ударник. А, кроме того, мы стали выступать на больших площадках, таких как зал «Россия», например. Те же романсы, которые мы пели на камерной сцене, здесь должны были звучать в других аранжировках.

  • Вы принимали участие в конкурсе «Романсиада» и заняли первое место. Как вы оказались на конкурсе?

Нина: Наша кассета попала в руки Валентины Пономаревой, певицы, перед уникальным талантом которой мы всегда преклонялись, она отдала эту запись организаторам «Романсиады», и нас пригласили принять участие в конкурсе. Кстати, в жюри тогда входили практически все корифеи русского романса: сама Валентина Дмитриевна, Алла Баянова, Николай Сличенко, Нани Брегвадзе, Леонид Серебрянников и другие.

Валентина Пономарева: «Девочек» из «Бархатного сезона» (тогда у них еще не было этого эффектного названия), я услышала несколько лет тому назад в одной из первых «Романсиад», и сразу поставила им самый высокий балл. Нас было много тогда в жюри, и не все были со мной согласны, но я за них боролась, потому что была уверена в их таланте, оригинальности, и будущем сценическом успехе. В ту «Романсиаду» им присудили первую премию, ну а жизнь доказала, что я была права. Они действительно с каждым годом становились все более популярными и любимыми. Я с удовольствием слежу за их успехами, творческим ростом, и по-прежнему уверена, что дуэт «Бархатный сезон» — самый яркий, самый красивый на романсовом небосклоне. Афиши их выступлений на лучших концертных площадках столицы появляются все чаще и теперь это не только дуэт, но целый ансамбль, и ансамбль замечательный. Я даже подумываю, не сделать ли нам какую — либо совместную концертную программу.

  • На конкурсе дуэт отметила и Алла Баянова. После выступления на заключительном туре, когда кроме жюри в зале никого не было, в полнейшей тишине раздался голос Аллы Николаевны: «Браво!»

Нина: И это, пожалуй, был главный приз, который подарила нам «Романсиада»!

  • Я знаю, что все обработки песен в ансамбле делаете вы сами. Кого из вас можно назвать главным аранжировщиком?

Нина: Обычно пальма первенства принадлежит Маше — нашему художественному руководителю. Именно ее чаще всего озаряют идеи, точнее множество идей. (Кстати, она говорит, что иногда это происходит во сне!). Затем музыканты начинают воплощать эти «озарения» в жизнь, придумывая по ходу что-то свое, — ребята отлично владеют искусством импровизации. Так появляется новый рисунок, а иногда возникают какие — то неожиданные цитаты и шутки. Недавно, например, попробовали сыграть одну знаменитую неаполитанскую песню. После полутора часов «работы» обнаружилось необыкновенно удачное сочетание этой легкомысленной мелодии с драматичным каприсом Паганини (соло скрипки). В следующем проведении баянист и ударник от души «жарили» лезгинку, а солистки вступали с темой «крылатые качели, летят, летят, летят» Не знаю, услышит ли публика когда-нибудь этот шедевр, но мы смеялись до слез.

Мария: Вот так, каждый придумает что-то свое, разумеется, гениальное, а ведь все должно звучать достаточно прозрачно, не мешать голосам. Да, хочется интересных импровизаций, и оригинального звучания, и какого-то современного движения. Но если романс будет перегружен, он потеряет свое очарование. Мне приходилось слышать записи романсов в поп-аранжировках, профессиональных и красивых. Но, когда знаменитые «Хризантемы» звучат в непрекращающемся ритме, без замедлений, остановок (а ведь в них дыхание романса!) — уходит задушевность и становится скучно! Что держит внимание слушателя? Паузы! — иначе все усредняется.

  • Нина, а Ваше участие в аранжировках?

Нина: Мне отводится роль цензора — я отделяю «зерна от плевел».

  • Вы работали с разными режиссерами. …. Пожалуй, самым яркой была программа «Все недосказанное Вами…» в постановке театрального режиссера Андрея Житинкина. В спектакле было много ярких моментов, например «лубочная» сцена «У самовара я и моя Маша». Что положительного вынесли вы из опыта работы с Андреем Житинкиным?

Маша: Эта программа, конечно, стала вехой на нашем пути — мы поработали с настоящим Мастером. Многие вещи, которые казались нам трудновыполнимыми, вдруг получались, что называется «с первого дубля», быстро и легко. Наверное, потому, что сам Андрей Альбертович очень радостный и легкий в общении человек. И Профессионал с большой буквы.

Нина: А вообще взаимодействовать интересно с любым талантливым человеком!

В наших концертах принимали участие чечеточник Владимир Кирсанов, композитор Александр Журбин, актер Ивар Калныньш, несколько лет мы сотрудничали с потрясающим питерским пианистом Михаилом Аптекманом. И каждый из этих Мастеров, конечно же, очень на нас повлиял, какие-то новые краски появились в ансамбле.

  • Но вернемся к дуэту двух сопрано, так дополняющих друг друга (высокое звонкое у Нины и низкое у Маши) Вообще, в истории были разные женские дуэты. Один из самых известных — сестры Берри, покорившие мир еврейскими песнями. Кстати, одна из программ вашего ансамбля состоит из шлягеров из репертуара знаменитых сестер. Это «Tum balalaika», «Gesele», «My iddeshe mama».

Мария: Эту программу мы исполняем довольно редко, хотя на концертах нам постоянно присылают записочки: «Спойте, пожалуйста, что-нибудь из сестер Берри!». И мы обязательно поем.

  • Это довольно смелый шаг исполнять программу сестер Берри…

Нина: Но ведь сестры Клэр и Мерна Берри тоже в свое время сделали весьма смелый шаг. Они взяли всем известные песни и исполнили их с такой индивидуальностью, что навсегда вошли в историю эстрады. И, конечно неповторимую краску внесли аранжировки Аби Эльштейна, руководителя потрясающего оркестра с которым они выступали.

Мария: Сестры Берри поют в американской манере. И это понятно — их родина Америка (хотя дедушка был родом из Киева). Эта американская культура проявляется во всем. Мы же — это мнение наших слушателей — привнесли в эти песни задушевность, которая свойственна русскому человеку.

Нина: Ну, а что касается их профессионализма…. Дай нам Бог подобраться к таким вершинам!

  • Ваш дуэт и весь исполнительский состав прекрасно взаимодействует с залом. И всем видно, что каждый из музыкантов — творческая индивидуальность. Похоже, каждый из них может выступать со своим сольным номером.

Нина: Наш скрипач Дмитрий Еремеев и гитарист Вячеслав Труфанов дают, и очень успешно, сольные концерты. У них, и у баяниста Андрея Ковалева вышли собственные диски. А Александр Жалабкович выступает и с сольными вокальными номерами!

  • Ваш темперамент, сценическая раскованность, шарм создают на концертах удивительную, незабываемую, праздничную атмосферу! А как считаете вы сами, какое качество более всего необходимо артисту?

Мария: Индивидуальность! Умение создать на сцене свой собственный мир, далекий от быта и повседневности, мир чувств, куда зрителю хотелось бы отправиться за тобой. Все настоящие Артисты в какой-то степени рассказывают нам о своей судьбе, о том, что волнует и что было пережито лично ими. Только этим, на мой взгляд, может быть интересен человек, выходящий на сцену.

  • А кто ваш зритель?

Нина: Наверное, точного ответа мы дать не сможем. Но хочется думать, что на наши концерты приходят близкие нам по духу люди. Романтичные, с живой душой, которые могут и заплакать на концерте (это часто происходит!), а потом отчаянно подпевать нам «пиратские песни». Это те, кому дороги простые ценности и чувства — любовь, нежность, добро и человеческое тепло. И не чужд юмор!!!

  • Главное, что есть у вашей публики, это я точно знаю — огромная любовь к ансамблю «Бархатный сезон», которые благодаря вам могут услышать замечательные «живые» песни и действительно, согреться душой. Огромных вам успехов!