Контрабас и бас-гитара – инструменты весьма солидные по виду и звучанию, но не очень заметные для неискушенного слушателя. Они незаслуженно находятся на заднем плане музыкального коллектива. Но и фундамент тоже подчас теряется из виду на фоне великолепного здания. Однако именно на нем вся красота и держится. Так и люди, играющие на этих замечательных инструментах, как правило, фундаментальны и не кичливы. Таков и Александр Байдаков.

Александр родился 18 сентября 1964 г. в Сибири в семье военнослужащего, что, по-видимому, предопределило формирование таких черт его характера, как ответственность, неуклонное стремление к достижению цели и отсутствие боязни перемен. В вопросах определения жизненных предпочтений и выборе будущей профессии решающую роль сыграла его семья, вернее женская ее часть. Дело в том, что дома постоянно звучала музыка: его мама, будучи по профессии бухгалтером, тем не менее занималась вокалом в клубе, где преподавал ссыльный прибалтийский профессор-музыкант, который создал женское вокальное трио, ставшее известным во всей округе. Поэтому, чем бы мама ни занималась по дому, все сопровождалось исполнением арий из классических опер и оперетт, романсов и прочих серьезных вокальных произведений. Кроме того, из соседней комнаты доносились звуки фортепиано, на котором ежедневно занималась старшая сестра, учившаяся в музыкальной школе. В этой ситуации могло произойти только две вещи: Саша мог либо возненавидеть музыку, либо полюбить. Он ее полюбил, причем настолько, что в отсутствии сестры старался по слуху подобрать так понравившиеся ему произведения И.-С. Баха, которые она часто играла. Но в ответ на его многочисленные просьбы отдать его в музыкалку, раздавалось решительное «нет». Однако когда Александру исполнилось 14 лет, он получил вожделенный подарок – мечту каждого подростка 70-х – шестиструнную гитару. И Саша понял: чтобы она «зазвучала, зазывно звеня», нужно попытаться ее как-то настроить. Сам того не подозревая, он методом проб и ошибок подобрал строй 7-струнной гитары, при котором, чтобы получить стройный аккорд, достаточно зажать все струны одним пальцем. Счастью его не было предела, и он начал упражняться, вызывая у окружающих противоречивые чувства. Но начало было положено. А вскоре появился и первый наставник – музыкальный руководитель пионерского лагеря, прекрасно игравший на многих инструментах, включая гитару. Он показал Саше первые аккорды.

В то время семья Байдаковых жила в Тбилиси, куда был переведен отец по долгу службы. Александр, закончив школу, работал во всевозможных местах, пытаясь найти себя в различных ипостасях, но гитара до поры оставалась лишь любимым занятием в свободную минуту. Внезапно он уезжает в Москву и поступает не куда-нибудь, а в МГУ на факультет психологии. Сама психологическая наука захватила Александра гораздо меньше, нежели участие в московской рок-лаборатории, где существовало огромное количество творческих коллективов. Именно в этой рок-лаборатории произошла судьбоносная встреча с гитаристом-авангардистом, создателем группы «До мажор» Андреем Сучилиным. Он научил Александра не только игре по нотам, но и всевозможным приемам игры на гитаре в различных стилях, о которых советские люди тогда и не слышали. После Университета в 1986 г. Александр переезжает в Калугу, где теперь живут его родители, и, твердо решив стать музыкантом, поступает в музыкальное училище по классу… тромбона!, поскольку класса гитары в этом училище не было. Но желание стать музыкантом было столь велико, что занимался Александр с великим рвением. Чтобы, что называется «раздуться», он приезжал в училище к 6 – 7 утра и пахал изо всех сил. Но однажды случилось непредвиденное: он вдруг услышал соло на контрабасе (кто-то играл «Sammertime» Дж. Гершвина) и понял, что пропал. Он почувствовал тот звук, который заставлял вибрировать саму душу. Тут ему снова повезло – его учителем стал Владимир Александрович Дьяков – педагог от Бога, ученики которого славились по всей стране. С такой школой Александр Байдаков без труда поступил в институт им. Гнесиных в класс профессора В. В. Хоменко, который, оттачивая мастерство своих учеников, особое внимание уделял интерпретации, умению работать в коллективе и другим необходимым качествам, которыми должен обладать профессионал высокого уровня. Параллельно с учебой был бесценный опыт работы в оркестре оперной студии Московской консерватории и в оркестре штаба МВО, где Александр совмещал игру на контрабасе и бас-гитаре.

Но наступили непростые 90-е, и на первый план стала выходить работа по клубам с различными коллективами, где завязывались новые знакомства и связи, приобретался бесценный опыт игры в разных стилях, в частности «рокабилли», кантри, джаз и рок. Александр пробовал себя и в стиле цыганского джаза «джаз-мануш» (коллектив «Джанго-бенд»). С 1999 г. Александр стал музыкантом театра Рубена Симонова, где ставились музыкальные спектакли. С 2000 по 2008 гг Александр Байдаков работает в ансамбле «Латино Бриз» под руководством Вадима Чебанова. В 2008 г. его приглашают в коллектив Петра Налича, где он проработал около года, пока не встретил своего давнего доброго знакомого – баяниста-аккордеониста ансамбля «Бархатный сезон» Андрея Ковалева, который предложил ему прослушаться на предмет работы в этом замечательном коллективе. И с осени 2009 г. Александр Байдаков является бессменным бас-гитаристом «Бархатного сезона», чему все несказанно рады.